logo_ikko.gif   ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕН
постановлением избирательной комиссии Костромской области
от 26 декабря 2013 года № 851
(с изменениями, внесенными постановлениями избирательной
комиссии Костромской области от 07 ноября 2014 года № 1067,
от 15 сентября 2015 года № 1730, от 29 декабря 2015 года № 1910,
от 27 января 2016 года № 1950, от 12 февраля 2016 года № 1966,
от 16 декабря 2016 года № 12, от 19 сентября 2017 года № 369)

РЕГЛАМЕНТ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.

Настоящий Регламент избирательной комиссии Костромской области (далее – Регламент) определяет порядок и правила работы избирательной комиссии Костромской области (далее - Комиссия), осуществляющей в пределах своей компетенции: руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Костромской областной Думы, губернатора Костромской области (далее – выборы в органы государственной власти Костромской области), голосованию по отзыву губернатора Костромской области, комиссий референдума Костромской области; координацию деятельности нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению на территории Костромской области выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, комиссий референдума Российской Федерации; контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации и Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Костромской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом; оказание правовой, организационно-методической, технической помощи избирательным комиссиям, комиссиям референдума в Костромской области, в том числе во взаимодействии с избирательными комиссиями муниципальных образований.

Статья 2.

В Регламенте Комиссии используются следующие термины:

1) член Комиссии с правом решающего голоса - лицо, назначенное в состав Комиссии Костромской областной Думой, губернатором Костромской области, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ЦИК России);

2) член Комиссии с правом совещательного голоса - лицо, назначенное в Комиссию избирательным объединением, выдвинувшим кандидата на должность Президента Российской Федерации, либо федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо областной список кандидатов и (или) список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы по одномандатным избирательным округам, либо кандидатом на должность Президента Российской Федерации, либо кандидатом на должность губернатора Костромской области, либо инициативной группой по проведению референдума Российской Федерации, либо инициативной группой по проведению референдума Костромской области;

3) число присутствующих членов Комиссии – число ее членов с правом решающего голоса, участвующих в заседании Комиссии;

4) представитель политической партии – лицо, назначенное политической партией, зарегистрированной в установленном порядке, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», либо ее региональным отделением, не обладающими правом назначения члена Комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 3.

Комиссия постоянно действующий государственный орган Костромской области, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Костромской области, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, иными законами Костромской области, иными нормативными правовыми актами и настоящим Регламентом. Самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений.

Комиссии принадлежит право законодательной инициативы в Костромской областной Думе по вопросам ее ведения.

Статья 4.

Срок полномочий Комиссии составляет пять лет. Исчисление срока полномочий Комиссии начинается со дня ее первого заседания. Полномочия Комиссии предыдущего состава прекращаются со дня первого заседания комиссии нового состава.

Если срок полномочий Комиссии истекает в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, губернатора Костромской области, депутатов Костромской областной Думы, после назначения референдума Российской Федерации, референдума Костромской области и до окончания кампании референдума, голосования по отзыву губернатора Костромской области срок ее полномочий продлевается до окончания указанных избирательных кампаний, кампаний референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Костромской областной Думы.

Статья 5.

Комиссия формируется на паритетных началах Костромской областной Думой и губернатором Костромской области и состоит из 14 членов с правом решающего голоса, на основе поступивших предложений: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов в депутаты, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Костромской областной Думе, а также политических партий, выдвинувших областные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 137 Избирательного кодекса Костромской области, других политических партий, иных общественных объединений, а также Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии Костромской области предыдущего состава, представительных органов местного самоуправления.

Комиссия вправе приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

Срок полномочий члена Комиссии с правом решающего голоса начинается со дня вступления в силу соответствующего решения Костромской областной Думы, губернатора Костромской области о назначении членом Комиссии и истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии.

Членами Комиссии с правом решающего голоса не могут быть:

1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства;

2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

4) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления;

5) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;

6) судьи, прокуроры;

7) на выборах в органы государственной власти Костромской области - кандидаты, зарегистрированные депутаты, их доверенные лица и уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;

8) члены иных избирательных комиссий с правом решающего голоса на одних и тех же выборах;

9) на соответствующих выборах – члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

10) на соответствующих выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

11) на соответствующих выборах - лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

12) на референдуме Костромской области – члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума; члены иных комиссий референдума с правом решающего голоса, члены комиссий референдума с правом совещательного голоса;

13) лица, выведенные из состава Комиссии по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов Комиссии с правом решающего голоса в результате расформирования Комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные Комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

14) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных пунктами 10 и 11 абзаца четвертого настоящей статьи, приостанавливаются по решению Комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что Комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена Комиссии приведет к тому, что Комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего

В случае установления оснований для досрочного освобождения члена Комиссии с правом решающего голоса от обязанностей члена Комиссии по основаниям, предусмотренным статьей 53 Избирательного кодекса Костромской области, председатель Комиссии в течение недели со дня получения Комиссией соответствующих сведений обращается в орган, назначивший данного члена Комиссии, с предложением об освобождении от обязанностей члена Комиссии и назначении нового члена Комиссии.

Если орган, назначивший члена Комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена Комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена Комиссии принимается Комиссией в течение трех дней со дня истечения указанного срока.

Статья 6.

В Комиссию могут быть назначены члены Комиссии с правом совещательного голоса.

Кандидат на должность губернатора Костромской области вправе назначить одного члена Комиссии с правом совещательного голоса со дня представления документов для регистрации в качестве кандидата на должность губернатора Костромской области. За губернатором Костромской области в течение срока полномочий депутата сохраняется право назначения члена избирательной комиссии Костромской области с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывшего.

По одному члену Комиссии с правом совещательного голоса вправе назначить избирательное объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, - со дня представления документов для регистрации выдвинутого им списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы по областному избирательному округу; избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по одномандатным избирательным округам после регистрации кандидата (кандидатов). За избирательными объединениями, областные списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Костромской областной Думе, и политическими партиями, областным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 137 Избирательного кодекса Костромской области, в течение срока полномочий депутата (депутатов) сохраняется право назначения члена избирательной комиссии Костромской области с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывшего.

По одному члену с правом совещательного голоса вправе назначить политическая партия, зарегистрировавшая выдвинутый ею федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации. За Президентом Российской Федерации, за политическими партиями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в течение срока полномочий депутата, сохраняется право назначения члена избирательной комиссии Костромской области с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывшего.

При проведении референдума Российской Федерации, референдума Костромской области после опубликования решения о назначении референдума в состав Комиссии вправе назначить по одному члену Комиссии с правом совещательного голоса инициативная группа по проведению референдума.

Членами Комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, не достигшие 18 лет, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.

Политические партии, не имеющие права назначить члена Комиссии с правом совещательного голоса, вправе назначить одного своего представителя (далее – представитель политической партии) для участия в работе Комиссии.

Представителями политических партий не могут быть назначены лица, указанные в абзаце шестом настоящей статьи.

Представитель политической партии в период, на который распространяются его полномочия, вправе:

1) по согласованию с председательствующим на заседании Комиссии выступать и задавать вопросы другим участникам заседания Комиссии в соответствии с повесткой дня;

2) знакомиться на заседании Комиссии с документами и материалами Комиссии и нижестоящих комиссий, непосредственно связанными с выборами, референдумом (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом).

Полномочия представителя политической партии для участия в работе Комиссии подтверждаются и прекращаются решением руководящего коллегиального органа соответствующей политической партии (регионального отделения политической партии).

Полномочия представителя политической партии прекращаются с момента назначения члена Комиссии с правом совещательного голоса от данной политической партии.

Представитель политической партии немедленно отстраняется от участия в текущем заседании Комиссии, если он на заседании Комиссии нарушает положения настоящего Регламента или закон о выборах, референдуме. Решение об отстранении представителя политической партии принимается Комиссией с занесением результатов в протокол заседания Комиссии и последующим информированием политической партии, представителем которой он является.

Члену Комиссии с правом совещательного голоса, представителю политической партии выдаются удостоверения установленной формы.

Статья 7.

Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Статья 8.

Решения и иные акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований в Костромской области, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также избирательных комиссий, комиссий референдума.

Статья 9.

Комиссия обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием и изображением герба Костромской области, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также эмблему. Изображение и порядок использования эмблемы определяется Комиссией.

Комиссия имеет счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством. Комиссия выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах в соответствии с законодательством Российской Федерации, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.

Статья 10.

Официальным печатным органом Комиссии является сборник «Вестник избирательной комиссии Костромской области». Порядок издания сборника «Вестник избирательной комиссии Костромской области» определяется Комиссией в соответствии с законодательством.

Официальная публикация постановлений, протоколов о результатах выборов, референдума, протоколов об итогах голосования на выборах в органы государственной власти Российской Федерации, Костромской области, референдуме Российской Федерации, Костромской области, а также иных актов комиссии, предусмотренных федеральным и областным законодательством о выборах и референдумах, осуществляется в областной газете «Северная правда», общественно-политическом еженедельнике «Костромские ведомости», сборнике «Вестник избирательной комиссии Костромской области», сетевом издании «Портал государственных органов Костромской области» с доменным именем сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: adm44.ru. Нормативные правовые акты, обращения, разъяснения, принимаемые комиссией, направляются средствам массовой информации в соответствии с решением Комиссии.

Информационные материалы о деятельности Комиссии, ходе избирательной кампании, подготовки референдума, подготовленные членами Комиссии, аппаратом Комиссии, направляются средствам массовой информации по указанию председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии в соответствии с распределением обязанностей членов Комиссии по направлениям ее деятельности.

Статья 11.

Место постоянного нахождения Комиссии – Российская Федерация, Костромская область, город Кострома, улица Дзержинского, дом 15. Официальным сайтом Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» является сайт с электронным адресом: www.kostroma.izbirkom.ru (далее – сайт Комиссии).

Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.


II. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЬ КОМИССИИ

Статья 12.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Комиссии избираются на первом заседании Комиссии из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования. Председатель, заместитель председателя и секретарь Комиссии работают в Комиссии на постоянной (штатной) основе и замещают государственные должности Костромской области.

Статья 13.

Кандидатура на должность председателя Комиссии предлагается ЦИК России. В бюллетене справа от фамилии, имени, отчества кандидата помещаются пустые квадраты для отметок голосующими членами комиссии «за» или «против» кандидата.

По кандидатуре, выдвинутой на должность председателя Комиссии, проводится обсуждение.

Кандидат, выдвинутый на должность председателя Комиссии, вправе заявить самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

Кандидат на должность председателя Комиссии считается избранным, если за него проголосовало не менее 8 членов Комиссии с правом решающего голоса.

В случае, если первоначально предложенная кандидатура на должность председателя Комиссии будет отклонена, ЦИК России предлагает новую кандидатуру из числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Решение об избрании председателя избирательной комиссии Костромской области принимается Комиссией на основании протокола счетной комиссии о результатах тайного голосования по выборам на должность председателя Комиссии и оформляется постановлением Комиссии.

Статья 14.

Избрание на должность заместителя председателя и секретаря Комиссии осуществляется на ее первом организационном заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования.

Кандидатуры на должность заместителя председателя или секретаря Комиссии выдвигаются членами Комиссии с правом решающего голоса. Член Комиссии вправе выдвинуть свою кандидатуру.

Кандидат, баллотирующийся на должность заместителя председателя, секретаря Комиссии, вправе заявить самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

По кандидатурам, баллотирующимся на должность заместителя председателя или секретаря Комиссии, проводится обсуждение.

В бюллетени для тайного голосования по выборам на должность заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии вносятся фамилии, имена, отчества всех выдвинутых кандидатов на должность заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии за исключением лиц, взявших самоотвод.

Избрание на должности заместителя председателя Комиссии и секретаря Комиссии проводится последовательно. По решению Комиссии голосование по избранию на должности заместителя председателя Комиссии и секретаря Комиссии может проводиться одновременно.

В бюллетене справа от фамилии, имени, отчества кандидата помещаются пустые квадраты для отметок голосующими членами Комиссии «за» или «против» кандидата.

Избранным на должность заместителя председателя или секретаря Комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования не менее 8 голосов членов Комиссии с правом решающего голоса.

Решение об избрании заместителя председателя или секретаря Комиссии принимается Комиссией на основании протокола счетной комиссии о результатах голосования по кандидатуре на должность заместителя председателя, секретаря Комиссии и оформляется постановлением Комиссии.

В случае, если на должность заместителя председателя или секретаря Комиссии было выдвинуто две и более кандидатуры и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводятся следующие процедуры:

1) если в первом туре было выдвинуто две кандидатуры, то второй тур голосования проводится по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов;

2) при выдвижении в первом туре более двух кандидатур второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов;

3) если два или более кандидата, следующие за кандидатом, получившим наибольшее число голосов в первом туре, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для второго тура голосования.

Кандидату для избрания на должность заместителя председателя или секретаря Комиссии по итогам второго тура голосования необходимо набрать более половины голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания числа голосов, а также если на должность заместителя председателя Комиссии или секретаря Комиссии был выдвинут один кандидат и он не набрал необходимого для избрания числа голосов, то процедура выборов повторяется до избрания заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии. При этом кандидатом на должность заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии могут быть выдвинуты любые члены Комиссии, в том числе и те, по кандидатурам которых, уже проводилось голосование.

Решение об избрании заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии принимается Комиссией на основании протокола счетной комиссии о результатах тайного голосования по выборам на должность заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии и оформляется постановлением Комиссии.

Статья 15.

Председатель Комиссии:

1) организует работу Комиссии;

2) созывает и ведет заседания Комиссии;

3) подписывает постановления Комиссии и протоколы заседаний Комиссии, а также договоры, соглашения и иные документы от имени Комиссии;

4) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

5) является распорядителем финансовых средств, выделяемых Комиссии из федерального и областного бюджетов;

6) действует без доверенности от имени Комиссии;

7) представляет Комиссию во взаимоотношениях с ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, иными избирательными комиссиями, комиссиями референдума, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Костромской области, судами, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также иностранными и международными организациями, средствами массовой информации, гражданами;

8) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Комиссии, утверждает штатное расписание и вносит в него изменения в пределах штатной численности структурных подразделений, выступает в качестве представителя Комиссии (работодателя) при приеме на работу, и увольнении работников аппарата Комиссии; осуществляет перемещение и преобразование вакантных должностей в структурных подразделениях аппарата Комиссии, в пределах выделяемых Комиссии бюджетных средств на оплату труда;

9) издает распоряжения и осуществляет иные действия по оформлению и регулированию трудовых отношений членов Комиссии с правом решающего голоса, выполняющих должностные обязанности на постоянной (штатной) основе и замещающих государственные должности Костромской области;

10) вносит в Костромскую областную Думу предложения по приведению законодательства Костромской области в соответствие с федеральным законодательством о выборах и референдумах; осуществляет реализацию иных мер по приведению областного законодательства о выборах и референдумах в соответствие с федеральным законодательством;

11) принимает оперативные решения по делам, не терпящим отлагательства, в пределах своей компетенции, за исключением вопросов, указанных в статье 29 настоящего Регламента;

12) от имени Комиссии подписывает исковые заявления, жалобы, заявления, направляемые в суды в случаях, предусмотренных законодательством;

13) выступает от имени Комиссии с официальными заявлениями и информацией для средств массовой информации о деятельности Комиссии, принятых ее решениях и осуществляемых действиях;

14) заключает от имени Комиссии служебные контракты с работниками аппарата Комиссии, издает распоряжения по вопросам, касающимся исполнения ими своих должностных обязанностей;

15) осуществляет прием граждан по личным вопросам;

16) выдает доверенности членам Комиссии, работникам аппарата по представлению Комиссии в судах при рассмотрении исков, заявлений, жалоб, одной из сторон в которых является Комиссия;

17) дает поручения заместителю председателя, секретарю Комиссии и членам Комиссии;

18) организует в Комиссии работу по рассмотрению обращений граждан;

19) в пределах своей компетенции распоряжается имуществом Комиссии;

20) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области, настоящим Регламентом и Распределением обязанностей в Комиссии.

Статья 16.

Заместитель председателя Комиссии:

1) исполняет обязанности председателя Комиссии в период его временного отсутствия, по поручению председателя Комиссии созывает и ведет заседания Комиссии;

2) организует выполнение мероприятий федеральной и областной программ повышения правовой культуры избирателей, участников референдума, обучению организаторов выборов, представляет Комиссию по этим вопросам во взаимоотношениях с иными организациями и лицами, осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального и областного бюджета, предусмотренных на эти цели, в том числе, в нижестоящих избирательных комиссиях;

3) организует работу по контролю за соблюдением участниками избирательных кампаний, кампаний референдума порядка и правил ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, обеспечению прав избирателей, участников референдума на получение информации о выборах и референдумах, обеспечению прав граждан Российской Федерации, политических партий и других общественных объединений на агитацию при проведении выборов и референдумов, в том числе через средства массовой информации;

4) организует работу по взаимодействию с политическими партиями, иными общественными объединениями;

5) координирует работу по определению схемы избирательных округов, образованию избирательных участков;

6) координирует организацию работ по информационному наполнению и функционированию сайта Комиссии;

7) является руководителем Контрольно-ревизионной службы при Комиссии;

8) выполняет поручения председателя Комиссии;

9) осуществляет контроль за организацией работы по проверке финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума Костромской области, источников поступления, ведения учета и использования денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме; проверке сведений об имуществе и доходах кандидатов; проверке сведений о поступлении и расходовании средств региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, пожертвований граждан и юридических лиц, информированию граждан о результатах этих проверок

10) осуществляет организацию работы по контролю за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Костромской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом;

11) руководит деятельностью контрактной службы Комиссии;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области, настоящим Регламентом и распределением обязанностей в Комиссии.

Статья 17.

Секретарь Комиссии:

1) организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, контролирует ход выполнения указанных планов работы;

2) организует подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов, работу по документационному обеспечению Комиссии и ее аппарата;

3) подписывает постановления Комиссии и протоколы заседаний Комиссии;

4) обеспечивает доведение решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц, общественных объединений, средств массовой информации;

5) осуществляет контроль за реализацией постановлений Комиссии, вносит председателю Комиссии предложения по рассмотрению на заседаниях Комиссии соответствующих вопросов;

6) координирует работу по государственной регистрации (учету) избирателей, участников референдума на территории Костромской области, составлению списков избирателей, участников референдума;

7) осуществляет документационное обеспечение избирательных кампаний, готовит предложения по перечням избирательной документации, порядку и правилам работы с ней;

8) осуществляет прием от кандидатов, избирательных объединений документов, представляемых в избирательную комиссию Костромской области, о выдвижении и для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу, в органы государственной власти Костромской области, организует проверку их соответствия действующему законодательству и достоверности содержащихся в них сведений;

9) обеспечивает сохранность документов Комиссии и передачу их в архив, своевременность оформления документов избирательными комиссиями, передачи их в архив, уничтожения документов по истечении сроков их хранения;

10) является заместителем руководителя Контрольно-ревизионной службы при Комиссии;

11) выполняет поручения председателя Комиссии;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области, настоящим Регламентом и распределением обязанностей в Комиссии.

Статья 18.

В случае временного отсутствия заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены председателем Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса.

Если и председатель, и заместитель председателя Комиссии временно отсутствуют, а вопрос исполнения их обязанностей не урегулирован, по решению Комиссии обязанности председателя Комиссии могут быть возложены на члена Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 19.

Председатель, заместитель председателя, секретарь Комиссии могут быть досрочно освобождены от замещаемых должностей по решению Комиссии, принимаемому большинством голосов от установленного числа членов Комиссии при тайном голосовании с использованием бюллетеней для голосования.

Решения об освобождении председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии от занимаемой должности на основании личного заявления в связи с уходом на пенсию, переходом на другую работу, а также по другим причинам принимаются большинством голосов от установленного числа членов Комиссии открытым голосованием.

Решения об освобождении от должностей председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии оформляются постановлениями Комиссии.

В случае досрочного освобождения от должности председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии до избрания председателя Комиссии.

В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены на других членов Комиссии с правом решающего голоса до избрания соответственно заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии.

В случае досрочного освобождения от замещаемых должностей председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии новые выборы проводятся как правило не позднее чем через месяц со дня их освобождения в порядке, установленном Избирательным кодексом Костромской области и настоящим Регламентом, если иной срок не установлен постановлением избирательной комиссии Костромской области.

III. ЧЛЕНЫ КОМИССИИ

Статья 20.

Члены Комиссии с правом решающего голоса исполняют свои полномочия на общественных началах.

На период подготовки и проведения выборов и референдума по решению Комиссии члены Комиссии с правом решающего голоса могут освобождаться от основной работы с выплатой им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, а также им может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу по подготовке и проведению выборов, референдума за счет и в пределах средств, выделенных на проведение выборов и референдума, в размере и порядке, установленными организующей соответствующие выборы, референдум избирательной комиссией.

Статья 21.

Члены Комиссии с правом решающего голоса осуществляют свои полномочия на основании планов работы и решений Комиссии, поручений председателя по следующим направлениям деятельности Комиссии:

1) обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области, осуществление подготовки и проведение выборов и референдумов на территории Костромской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», иными федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, Законом Костромской области «О выборах губернатора Костромской области», иными законами Костромской области, решениями ЦИК России;

2) контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц муниципальных образований в Костромской области, предусмотренных уставами муниципальных образований и избираемых непосредственно гражданами в соответствии с Избирательным кодексом Костромской области, а также права на участие в местном референдуме, проводимом в соответствии с Кодексом о референдумах в Костромской области; методическое обеспечение муниципальных выборов и местных референдумов;

3) контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме военнослужащих;

4) взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам обеспечения избирательных прав граждан;

6) разработка предложений Костромской областной Думе по совершенствованию законодательства области о выборах и референдумах и обеспечению его соответствия Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

7) разработка предложений представительным органам местного самоуправления муниципальных образований в Костромской области о приведении уставов муниципальных образований в соответствие федеральному и областному законодательству о выборах и референдумах;

8) обеспечение единообразного применения на территории области Избирательного кодекса Костромской области, Кодекса о референдумах в Костромской области, законов Костромской области по вопросам ведения;

9) формирование территориальных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, и назначение их председателей;

10) организация государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участие в осуществлении этой регистрации (учета);

11) определение схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Костромской областной Думы;

12) взаимодействие с избирательными объединениями, иными общественными объединениями, инициативными группами по проведению референдума;

13) обеспечение прав граждан Российской Федерации, политических партий и других общественных объединений на агитацию при проведении выборов и референдумов, в том числе через средства массовой информации;

14) повышение правовой культуры избирателей, профессиональная подготовка членов избирательных комиссий, комиссий референдумов;

15) организация системы финансирования выборов и референдумов, деятельности Комиссии, других избирательных комиссий и комиссий референдума, целевых программ, распределение выделенных из федерального и областного бюджетов на эти цели средств и контроль за их использованием;

16) контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, проверка финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума;

17) координация деятельности по обеспечению функционирования, развития и использования государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;

18) внедрение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий и комиссий референдума, а также нормативов изготовления (включая степень защищенности) избирательных документов, документов референдумов;

19) контроль за организацией учета и хранения избирательной документации и документации, связанной с подготовкой и проведением референдумов, разработка соответствующих рекомендаций;

20) рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, губернатора Костромской области, депутатов Костромской областной Думы, по проведению голосования по отзыву губернатора Костромской области и нижестоящих комиссий референдума Российской Федерации, референдума Костромской области, а также жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований, должностных лиц соответствующих избирательных комиссий, комиссий референдума, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме;

21) взаимодействие со средствами массовой информации по информационному обеспечению выборов и референдумов, деятельности избирательной комиссии;

22) издание «Вестника избирательной комиссии Костромской области»;

23) формирование электоральной статистики и издание справочно-информа­ционных материалов по итогам выборов и референдумов;

24) контроль за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Костромской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом.

Члены Комиссии с правом решающего голоса, организующие работу по вышеуказанным направлениям деятельности Комиссии, осуществляют взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в Костромской области, учреждениями и организациями, избирательными комиссиями муниципальных образований и другими участниками избирательного процесса, периодически информируют Комиссию о результатах этой работы.

Распределение обязанностей по направлениям деятельности Комиссии и иных обязанностей членов Комиссии с правом решающего голоса осуществляется решением Комиссии, оформляемым постановлением.

Статья 22.

Члены Комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса вправе:

1) принимать участие в подготовке заседаний Комиссии и в ее работе;

2) выступать на заседании Комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

3) задавать вопросы другим участникам заседания Комиссии в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) знакомиться с документами и материалами Комиссии, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения этих копий;

5) обжаловать действия (бездействие) Комиссии в суд.

Статья 23.

Член Комиссии с правом решающего голоса вправе:

1) голосовать на заседаниях Комиссии, подписывать ее решения в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области;

2) присутствовать и выступать на совещаниях, проводимых в Комиссии и в ее аппарате;

3) взаимодействовать с работниками аппарата Комиссии по организации работы в соответствии с закрепленными направлениями деятельности Комиссии, осуществлять контроль за реализацией решений Комиссии по соответствующим вопросам;

4) осуществлять контроль за реализацией работниками аппарата Комиссии решений по закрепленным за членом Комиссии с правом решающего голоса направлениям деятельности;

5) в соответствии с решениями Комиссии в установленном ею порядке привлекать ученых и специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью Комиссии;

6) выступать на заседаниях Комиссии с особым мнением.

Члены Комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные на то Комиссией, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 24.

Член Комиссии с правом решающего голоса обязан:

1) участвовать в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии;

2) присутствовать на всех заседаниях Комиссии;

3) заблаговременно информировать секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине;

4) выполнять поручения Комиссии, а также председателя Комиссии, данные в соответствии с планом работы Комиссии и в пределах их компетенции;

6) выполнять требования законодательства Российской Федерации, нормативных актов Комиссии, определяющих правила организации работы Комиссии.

Статья 25.

Член Комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными федеральными конституционными законами, федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области, правами, связанными с подготовкой и проведением выборов и референдумов, которые в указанный период проводит Комиссия.

Член Комиссии с правом совещательного голоса по решению председателя или Комиссии может с его согласия привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.

Полномочия членов Комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если назначившие их кандидаты были избраны или выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.

Полномочия остальных членов Комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.

В случаях, если избирательному объединению отказано в регистрации списка кандидатов или регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия назначенных кандидатом, избирательным объединением членов Комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

Полномочия членов комиссии референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этой комиссии.

Полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена Комиссии, и переданы другому лицу.

IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ

Статья 26.

Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее, чем на пятнадцатый день после вынесения решений о назначении членов Комиссии Костромской областной Думой, губернатором Костромской области, если в ее состав назначено не менее 10 членов Комиссии (не менее чем две трети от установленного числа членов Комиссии), но не ранее дня истечения срока полномочий избирательной комиссии предыдущего состава.

Пятнадцатидневный срок отсчитывается со дня вступления в силу решения Костромской областной Думы либо губернатора Костромской области, которое было принято позднее.

Дату, время и место проведения первого заседания Комиссии определяет Костромская областная Дума и губернатор Костромской области.

Если Костромская областная Дума и губернатор Костромской области в установленный законом срок не назначит (не назначат) дату заседания, то Комиссия нового состава проводит заседание в пятнадцатый день после вынесения решений о назначении членов Комиссии, но не ранее истечения срока полномочий Комиссии прежнего состава.

Статья 27.

Первое заседание Комиссии открывает старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса и ведет заседание до избрания председателя Комиссии.

На первом заседании Комиссии:

1) председательствующий представляет членов Комиссии с правом решающего голоса, а также членов Комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которых продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах;

2) проводится избрание на должности председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом;

3) для организации голосования по избранию на указанные должности избирается открытым голосованием счетная комиссия в составе трех членов Комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Статья 28.

Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее 8 членов Комиссии с правом решающего голоса (большинство от установленного числа членов Комиссии).

Заседания Комиссии проводятся открыто и гласно. На заседаниях и при работе с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены ЦИК России и работники ее аппарата, зарегистрированный ЦИК России кандидат на должность Президента Российской Федерации, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения список кандидатов которого зарегистрирован Комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации.

На заседаниях Комиссии вправе присутствовать представители политических партий.

На заседания могут приглашаться члены других избирательных комиссий, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления необходимых сведений по рассматриваемым Комиссией вопросам, а также представители средств массовой информации.

На заседании Комиссии, как правило, присутствуют работники аппарата Комиссии, руководители органов, созданных при Комиссии.

Статья 29.

Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.

Исключительно на заседаниях Комиссии решаются вопросы:

1) избрания на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии;

2) о назначении составов окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Костромской областной Думы по одномандатным избирательным округам, территориальных избирательных комиссий, назначении и освобождении от должности председателей этих комиссий;

3) внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий муниципальных образований со статусом «муниципальный район», «городской округ», а также внесения предложений по кандидатурам для избрания на должности председателей данных избирательных комиссий;

4) о заверении списков кандидатов в депутаты Костромской областной Думы по областному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам, о регистрации списков кандидатов в депутаты Костромской областной Думы по областному избирательному округу, регистрации кандидатов на должность губернатора Костромской области в случаях, предусмотренных законодательством;

5) обращения в суд с заявлением об отмене регистрации кандидатов, списков кандидатов;

6) о регистрации и аннулирования регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы по областному избирательному округу, о регистрации и аннулирования регистрации кандидатов на должность губернатора Костромской области в случаях, предусмотренных законодательством;

7) отмены решений нижестоящих избирательных комиссий, нижестоящих комиссий референдума, а также об отмене решений избирательных комиссий муниципальных образований в случаях, предусмотренных законодательством;

8) финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума, голосования по отзыву губернатора Костромской области;

9) установления итогов голосования на территории Костромской области при проведении референдума Российской Федерации, по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному избирательному округу;

10) установления результатов референдума Костромской области, установления общих результатов выборов депутатов Костромской областной Думы, губернатора Костромской области; определении результатов голосования по отзыву губернатора Костромской области;

11) признания выборов несостоявшимися или недействительными;

12) проведения повторного голосования на референдуме Костромской области, дополнительных или повторных выборов депутатов Костромской областной Думы, повторного голосования по выборам губернатора Костромской области;

13) об утверждении формы и текста избирательных бюллетеней, бюллетеней референдума, бюллетеней по отзыву и установлении степени их защиты;

14) о результатах учета объема эфирного времени, затраченного в течение соответствующего календарного месяца на освещение деятельности политических партий, представленных в Костромской областной Думе;

15) о реализации права законодательной инициативы Комиссии в пределах ее полномочий; внесения в Костромскую областную Думу в порядке осуществления права законодательной инициативы законопроектов, а также предложений по приведению законов Костромской области и законопроектов в соответствие федеральному законодательству по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

16) утверждения планов работы Комиссии;

17) распределения обязанностей между членами Комиссии;

18) утверждения инструкций, иных нормативных актов, а также принятия обращений и заявлений;

19) принятия Регламента Комиссии, внесения в него изменений и дополнений;

20) утверждения Положения об аппарате избирательной комиссии Костромской области, структуры и штатной численности аппарата Комиссии;

21) внесения в органы местного самоуправления муниципальных образований в Костромской области заключений о соответствии уставов муниципальных образований, иных нормативных актов избирательному законодательству, законодательству о референдуме;

22) об обращении в суд с заявлением о признании члена Комиссии с правом решающего голоса систематически не исполняющим свои обязанности;

23) утверждения Положения о Контрольно-ревизионной службе при Комиссии и ее составе, внесения в них изменений и дополнений;

24) о награждении Почетным знаком избирательной комиссии Костромской области, Памятным знаком избирательной комиссии Костромской области «За заслуги в организации выборов на территории Костромской области», Почетной грамотой Комиссии, Благодарностью Комиссии, Благодарственным письмом Комиссии, иными наградами Комиссии, в порядке, установленными решениями Комиссии;

25) иные вопросы, предусмотренные действующим федеральным и региональным законодательством.

Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена ЦИК России обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым Комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Статья 30.

Основной формой работы Комиссии являются заседания. Заседания Комиссии проводятся открыто и гласно.

Для решения вопросов, имеющих межрегиональное значение, на заседания могут приглашаться члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, представители органов государственной власти Костромской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых по рассматриваемым Комиссией вопросам.

На заседании Комиссии обязаны присутствовать руководители структурных подразделений аппарата Комиссии.

Заседания Комиссии проводятся в соответствии с полугодовым планом работы и настоящим Регламентом, как правило, не реже одного раза в месяц.

Проект полугодового плана формируется не позднее чем за две недели до начала полугодия с учетом предложений членов Комиссии, ее рабочих групп, других избирательных комиссий или их членов, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, ученых, экспертов, специалистов.

Председатель Комиссии 2 раза в год информирует членов Комиссии о выполнении текущих планов.

Статья 31.

Заседания Комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя Комиссии.

По требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов Комиссии в срок не позднее пяти дней после соответствующей инициативы проводятся внеочередные заседания Комиссии.

Комиссия вправе принять решение о проведении совместного заседания с иной избирательной комиссией.

Статья 32.

Члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии о ее заседании, как правило, не позднее, чем за три дня до дня заседания.

Секретарь Комиссии организует извещение представителей политических партий о заседании Комиссии.

Проекты постановлений Комиссии и другие необходимые материалы предоставляются членам Комиссии, как правило, за три дня.

Заявление члена Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии регистрируется и оглашается председателем перед началом заседания Комиссии.

До начала заседания проводится регистрация членов Комиссии, результаты которой оглашаются председателем Комиссии (председательствующим на заседании) перед открытием заседания.

Статья 33.

В начале заседания Комиссия обсуждает и принимает повестку дня.

Вопрос о включении в повестку дня дополнительных вопросов решается открытым голосованием по каждому предложению.

По вопросу, предлагаемому дополнительно для включения в повестку дня заседания Комиссии, должен быть подготовлен соответствующий проект постановления для вручения всем членам Комиссии в соответствии с настоящим Регламентом.

По вопросам, предлагаемым для внесения в повестку дня непосредственно на заседании, принимается решение о включении вопроса в повестку дня либо об отклонении предложения о включении вопроса в повестку дня.

По предложению одного или нескольких членов Комиссии может быть поставлен на обсуждение и голосование порядок рассмотрения вопросов повестки дня.

Статья 34.

Председатель Комиссии (председательствующий на заседании):

1) ведет заседание Комиссии;

2) организует обсуждение вопросов повестки дня заседания Комиссии, ставит их на голосование;

3) предоставляет слово для выступления членам Комиссии в порядке очередности поступивших заявок, а также приглашенным лицам;

4) ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов Комиссии;

5) организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;

6) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами Комиссии и приглашенными лицами.

Председательствующий во время выступлений членов Комиссии и приглашенных лиц не вправе комментировать их высказывания. В случае отклонения темы выступления от утвержденной повестки дня председательствующий вправе сделать выступающему соответствующее замечание, а также удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Комиссии.

Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.

Никто не вправе выступать на заседании Комиссии без разрешения председательствующего.

Выступающий на заседании Комиссии не вправе употреблять в речи грубые, оскорбительные выражения, распространять ложную информацию, наносящую ущерб чести, достоинству и деловой репутации граждан, должностных лиц и юридических лиц, допускать высказывания, содержащие признаки экстремистской деятельности, необоснованные обвинения в чей-то адрес, призывать к насильственным действиям, комментировать высказывания членов Комиссии и приглашенных лиц. В случае нарушения порядка выступления, установленного настоящим Регламентом, выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.

При нарушении участником заседания порядка на заседании Комиссии к нему могут применяться следующие меры воздействия:

1) призыв к соблюдению порядка;

2) призыв к соблюдению порядка с занесением в протокол;

3) порицание.

Участник заседания, который на том же заседании уже был призван к соблюдению порядка, призывается к соблюдению порядка с занесением записи в протокол.

Участник заседания Комиссии может быть освобожден от применения мер воздействия, если он своевременно принес публичные извинения.

Статья 35.

На заседании Комиссии ведется протокол. Текст протокола заседания Комиссии состоит из вводной части и основной.

Во вводной части указываются фамилии и инициалы председателя (председательствующего), заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии с правом решающего голоса, членов Комиссии с правом совещательного голоса, а также приглашенных на заседание представителей избирательных объединений, сторонних организаций и средств массовой информации с указанием организаций, ими представляемых.

В случае если на заседание приглашается (присутствует) большое число представителей сторонних организаций, средств массовой информации, их фамилии и представляемые ими организации перечисляются в прилагаемом к протоколу списке.

В основной части протокола указываются: повестка дня, название вопроса повестки дня, перечисляются фамилии и инициалы выступивших при обсуждении, констатируется решение Комиссии по обсуждаемой проблеме, в том числе протокольные поручения, фиксируются итоги голосования.

Протокол заседания Комиссии подписывается председателем (председательствующим) и секретарем Комиссии (лицом, временно исполняющим обязанности секретаря Комиссии).

Постановлениям Комиссии присваиваются порядковые номера в пределах соответствующего созыва Комиссии.

Протокол заседания Комиссии оформляется в трехдневный срок и хранится отдельно от других документов.

Статья 36.

Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях Комиссии устанавливается Комиссией и не должна превышать: для доклада - 5 минут, содоклада - 3 минуты, заключительного слова - 3 минуты, обсуждении (выступлений в прениях) - 3 минуты, дачи справок, оглашения информаций, заявлений и обращений - 3 минуты, если иное не установлено решениями Комиссии.

Перерывы в заседании объявляются через каждые полтора часа работы, если иное не определено при утверждении порядка рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня.

На заседании Комиссии может использоваться фото-, кино- и видеотехника, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации.

При наличии технической возможности заседания Комиссии могут транслироваться в сети «Интернет».

Статья 37.

Для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии, решением Комиссии или распоряжением председателя Комиссии могут создаваться рабочие группы из числа членов Комиссии, членов нижестоящих избирательных комиссий, нижестоящих комиссий референдума, работников аппарата Комиссии, представителей различных органов и организаций, ученых, специалистов и экспертов.



V. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ КОМИССИИ



Статья 38.

Все решения Комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Открытое голосование осуществляется путем поднятия руки членом Комиссии с правом решающего голоса, тайное голосование – с использованием бюллетеней.

Каждый член Комиссии голосует лично и имеет один голос по одному вопросу.

Статья 39.

Перед началом открытого голосования председатель Комиссии (председательствующий на заседании) сообщает количество предложений, ставящихся на голосование по одному вопросу, уточняет их формулировки и последовательность голосования.

При открытом голосовании по одному вопросу член Комиссии с правом решающего голоса имеет один голос, подавая его «за» или «против» или воздерживаясь от голосования.

При открытом голосовании подсчет голосов производит секретарь Комиссии (секретарь заседания).

При подведении итогов открытого голосования в случае равенства голосов «за» и «против» голос председателя Комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет о принятии или непринятии решения.

Если при определении результатов голосования выявятся технические или процедурные ошибки проведенного голосования, то по решению Комиссии может быть проведено повторное голосование.

Результаты голосования по всем вопросам, оглашенные председателем Комиссии (председательствующим на заседании), вносятся в протокол заседания Комиссии.

Статья 40.

Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законодательством Костромской области, настоящим Регламентом, либо по решению Комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Для проведения тайного голосования путем использования бюллетеней и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемых Комиссией, которая избирает из своего состава председателя комиссии и организует проведение тайного голосования. Счетная комиссия имеет печать, изготавливаемую по образцу и описанию, утверждаемыми постановлением Комиссии.

Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются Комиссией по предложению счетной комиссии. На лицевой стороне всех бюллетеней для голосования в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов счетной комиссии, которые заверяются печатью счетной комиссии.

В бюллетень для тайного голосования на должность председателя Комиссии вносится фамилия, имя, отчество кандидата, справа от них помещается пустой квадрат. В конце бюллетеня помещается строка «Против кандидата» с расположенным справа от нее пустым квадратом.

В бюллетень для тайного голосования на должность заместителя председателя или секретаря Комиссии в алфавитном порядке вносятся выдвинутые членами Комиссии кандидатуры, за исключением лиц, взявших самоотвод. В бюллетене справа от фамилии, имени, отчества каждого кандидата помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. Если на должность заместителя председателя (секретаря) Комиссии выдвинута только одна кандидатура под фамилией кандидата помещается строка «Против кандидата», справа от которой помещается пустой квадрат.

Бюллетень для тайного голосования по иным вопросам должен содержать предлагаемую формулировку вопроса в целом, варианты волеизъявления – «за» и «против» с расположенными справа от них пустыми квадратами.

Член Комиссии свое волеизъявление осуществляет путем внесения любого знака в квадрате, расположенном напротив фамилии кандидата, за которого подается голос, либо в квадрате, расположенном, напротив строки «Против кандидата» (при выборах председателя Комиссии либо при голосовании по одной кандидатуре на выборах заместителя председателя, секретаря Комиссии) или строки «Против всех кандидатов» (при голосовании по двум и более кандидатурам на выборах заместителя председателя, секретаря Комиссии), а при голосовании по иным вопросам – в квадрате, расположенном напротив слова «за» либо «против» вопроса.

Бюллетень, в котором любой знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

Недействительными считаются также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление члена Комиссии.

Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

Каждому члену Комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования.

В случае если член Комиссии при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе получить новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

В оборудованном для тайного голосования месте или в помещении, отведенном для этих целей, член Комиссии заполняет бюллетень, после чего опускает его в ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами.

По докладу счетной комиссии члены Комиссии с правом решающего голоса принимают открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования.

VI. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КОМИССИИ

Статья 41.

Комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению действующим федеральным и региональным законодательством, а также установленным настоящим Регламентом.

Решения Комиссии об избрании на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, голосования по отзыву, о регистрации или об отказе в регистрации кандидатов на должность губернатора Костромской области, списков кандидатов в депутаты Костромской областной Думы по областному избирательному округу и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об аннулировании регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы по областному избирательному округу, кандидатов на должность губернатора Костромской области, в случаях, предусмотренных законодательством; об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, голосования по отзыву, о признании выборов, референдума, голосования по отзыву несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, о принятии Регламента Комиссии, изменений и дополнений к нему принимаются на заседании Комиссии большинством голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Решения Комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса.

В случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», при принятии Комиссией решения голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

Статья 42.

Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии.

Постановления Комиссии подписываются председателем и секретарем Комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Члены Комиссии с правом решающего голоса, несогласные с принятым Комиссией решением, вправе в письменной форме изложить свое особое мнение. Особое мнение члена Комиссии должно быть рассмотрено ею, отражено в протоколе, приложено к нему. При проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации особое мнение члена Комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения либо незамедлительно - в день голосования и в день, следующий за днем голосования, должно быть доведено председателем Комиссии до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Инструкции, иные нормативные акты по вопросам применения областного законодательства, обращения и заявления, принимаемые Комиссией, утверждаются постановлением Комиссии.

Статья 43.

Всеми членами Комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на соответствующих заседаниях Комиссии, подписываются протоколы Комиссии:

1) об итогах голосования на территории Костромской области по выборам Президента Российской Федерации;

2) об итогах голосования на территории Костромской области по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

3) об итогах голосования на территории Костромской области по вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации;

4) о результатах выборов депутатов Костромской областной Думы по областному избирательному округу;

5) о результатах выборов губернатора Костромской области;

6) об итогах голосования по отзыву губернатора Костромской области;

7) о результатах референдума Костромской области.

Статья 44.

     Рассмотрение проектов постановлений Комиссии начинается с доклада члена Комиссии, ответственного за его подготовку, после доклада Комиссия заслушивает содоклады членов Комиссии.
После доклада и содокладов докладчику и содокладчикам задаются вопросы в следующей очередности:
1) членами Комиссии с правом решающего голоса;
2) членами Комиссии с правом совещательного голоса;
3) представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления;
4) другими участниками заседания.

     По окончании ответов на вопросы проводится обсуждение (выступления в прениях), вносятся предложения и замечания по проекту документа.

     Первыми выступают члены Комиссии с правом решающего голоса, затем - члены Комиссии с правом совещательного голоса, далее - представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие участники заседания.
При рассмотрении проекта постановления Комиссия вправе:
1) принять проект постановления, либо отложить его обсуждение;
2) отклонить или направить на доработку проект постановления членам Комиссии, готовившим данный проект, а также привлечь к участию в его доработке других членов Комиссии;
3) принять за основу проект постановления, направить на доработку и повторное рассмотрение.

     Председатель Комиссии (председательствующий на заседании) подводит итоги обсуждения и постановление выносится на голосование для принятия его за основу.

     Проект постановления, принятый Комиссией за основу, обсуждается и голосуется в дальнейшем в целом либо по пунктам или частям.

     При наличии поправок (за исключением технических поправок) проект постановления направляется на доработку. После доработки проект постановления вносится на повторное рассмотрение. В случае если вопрос требует немедленного решения, председатель Комиссии (председательствующий на заседании) объявляет в заседании перерыв для доработки проекта постановления с учетом предложенных поправок. По поправкам, оформленным на бумажном носителе, проводится обсуждение, после чего поправки ставятся на голосование. После обсуждения и голосования поправок проект постановления принимается в целом.

Статья 45.

Постановления, инструкции и иные нормативные акты Комиссии в соответствии с решением Комиссии публикуются в «Вестнике избирательной комиссии Костромской области», а также направляются в средства массовой информации для опубликования.

VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

Статья 46.

Правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет аппарат Комиссии.

Статья 47.

Права, обязанности и ответственность работников аппарата Комиссии, как государственных гражданских служащих, определяются федеральными законами, законами Костромской области, а также положениями о структурных подразделениях аппарата Комиссии, утверждаемыми распоряжением председателя Комиссии.

Статья 48.

Комиссия в соответствии с действующим законодательством может образовывать иные органы и рабочие группы, привлекать граждан к выполнению связанных с проведением выборов, референдумов работ по гражданско-правовым договорам.

VIII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМИССИЕЙ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ, ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 49.

Комиссия обязана в пределах своей компетенции и в порядке, определенном законодательством, рассматривать поступившие к ней обращения о нарушении законодательства о выборах и референдуме, проводить проверки, принимать по ним обоснованные решения и в установленные законодательством сроки давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.

В соответствии с федеральным и областным законодательством о выборах и референдуме Комиссия рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий (комиссий, определенных в пункте 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - далее нижестоящая комиссия) и их должностных лиц по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Костромской областной Думы, губернатора Костромской области, выборам в органы местного самоуправления, референдуму Российской Федерации, Костромской области, местному референдуму, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, Избирательный кодекс Костромской области, Кодекс о референдумах в Костромской области, иные законы Костромской области.

Комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Поступившие в ходе избирательной кампании, кампании референдума в Комиссию жалобы и обращения рассматриваются членами Комиссии с правом решающего голоса и в случае необходимости вносятся на предварительное рассмотрение соответствующей рабочей группы, а затем на заседание Комиссии.

Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Костромской области, инициативной агитационной группой, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Решения по жалобам и обращениям, поступившим в ходе избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Если факты, содержащиеся в жалобах и обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Комиссия вправе обращаться в соответствующие правоохранительные органы с представлением о проведении проверки фактов, содержащихся в жалобах и обращениях.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя в Комиссию с аналогичной жалобой Комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы Комиссия прекращает ее рассмотрение.

Решение Комиссии по существу жалобы принимается большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии, за исключением решений, принимаемых Комиссией по вопросам, предусмотренным статьей 41 настоящего Регламента.

Статья 50.

Комиссия, обеспечивая единообразное применение федерального, областного законодательства о выборах, референдуме, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума.

По решению Комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться члены Комиссии, работники аппарата Комиссии, представители избирательных комиссий муниципальных образований в Костромской области, ученые и специалисты.

По результатам проверки Комиссия может передавать вопросы на повторное рассмотрение избирательным комиссиям, комиссиям референдума, отменять решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые с нарушением соответствующих федеральных конституционных законов, федеральных законов, Избирательного кодекса Костромской области, Кодекса о референдумах в Костромской области, законов Костромской области, либо с превышением компетенции, при этом принимать решения по существу, а также направлять материалы проверки в соответствующие органы и обращаться в суд.

В целях обеспечения единообразного применения федерального, областного законодательства о выборах, референдуме, осуществления проверки деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума в день голосования, не совпадающий с днем голосования на выборах в органы государственной власти Российской Федерации, Костромской области, референдумом Российской Федерации, Костромской области, к работе по распоряжению председателя Комиссии могут привлекаться члены избирательной комиссии, работающие на постоянной (штатной) основе, с последующим предоставлением дополнительного дня отдыха по распоряжению председателя комиссии.

Статья 51.

Комиссия вправе потребовать от избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, организаций, средств массовой информации и их должностных лиц представления необходимых сведений и материалов, связанных с реализацией федерального и областного законодательства о выборах и референдуме.

В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, их права на участие в референдуме, практики проведения выборов, референдумов в муниципальных образованиях в Костромской области Комиссия может запрашивать от органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований необходимую информацию о ходе подготовки и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, проводимых в муниципальных образованиях, и об их итогах.

Формы соответствующих документов, порядок и сроки их представления утверждаются на заседании Комиссии, о чем заблаговременно извещаются избирательные комиссии.

IX. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН, ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН

Статья 52.

Порядок рассмотрения обращений граждан, за исключением обращений которые подлежат рассмотрению в соответствии с разделом VIII настоящего Регламента, личного приема граждан устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Организация личного приема граждан возлагается на председателя Комиссии.

X. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

Статья 53.

Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Комиссии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Законом Костромской области от 11 февраля 2010 года №574-4-ЗКО «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Костромской области.

Статья 54.

Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Комиссии возлагается на председателя Комиссии.

XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 55.

Контроль за соблюдением Регламента возлагается на председателя Комиссии (председательствующего на заседании).

Статья 56.

Регламент Комиссии и вносимые в него изменения и дополнения вступают в силу со дня их принятия.





Возврат к списку